~~~~~~~~~~~~~~~~

В ПАЛЕХЕ СНИМАЮТ КИНО, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО АКРЁТА


Действительно, у нас в Палехе снимают художественные фильмы.
Занимается этим Независимое творческое объединение «Сейф» во главе с его лидером Николаем Ковалёвым.
Усилиями объединения было снято 2 картины. Сейчас ведётся работа над третьим фильмом.
Первый фильм «Упадание» был недавно отреставрирован и заново презенован
на II международном фестивале искусств «В поисках утерянного Рая. Яблочный спас»,
который проходил в Палехе в августе 2009 года.

Ну, обо всём по порядку. В любом кино снимаются актёры.
Они могут быть профессиональные или непрофессиональные.
В нашем случае речь пойдет об актёре, непрофессиональном. Это палехский художник Алексей Жиряков.
Так получилось, что он стал одним из главных действующих лиц всех фильмов творческого объединения.
Будучи очень талантливым и харизматичным человеком,
Алексей без особого труда выполнял все поставленные перед ним актёрские задачи,
и впоследствии его любезно пригласили сняться у одного начинающего московского режиссёра
в небольшом короткометражном фильме.
Думаю, об этом и не только лучше спросить у него самого.


— Алексей, как получилось, что Вас пригласили сняться в фильме в Москве?

— Пригласил мой хороший знакомый Андрей Лазарев.
Он учится в Москве на высших режиссёрских курсах у Владимира Хотиненко
режиссёра, снявшего такие известные фильмы, как: «Зерколо для героя», «72 метра», «1612» и др.
Там перед студентами ставят определённые задачи. И вот очередная задача была сделать однокадровый фильм.
То есть снять его без монтажа. И Андрей любезно пригласил меня исполнить роль одного из персонажей его картины.
Он принял решение снять кино скрытой камерой, находившейся в сумке у главного героя.
Для съёмок сняли номер в гостинице «Космос» с потрясающим видом из окна на Москву.
Кто смотрел фильм «Дневной дозор», видел, как в одном эпизоде автомобиль ездит по полукруглому зданию —
это здание и есть та самая гостиница. Кстати и фильм Андрей назвал по цифрам гостиничного номера — «1622».
Это вышло случайно, но в то же время отсылает к названию фильма мастера.



в фильме «1622»

~~~~~~~~~~~~~~~~


— Расскажите, в чем заключается сюжет картины?

— Это криминальная история. Один мужчина, далее будем называть его Герой,
с какой-то загадочной сумкой идёт в гостиницу, поднимается в номер, стучится в дверь.
Дверь ему открывает мой персонаж, делает удивлённое лицо и впускает.
Камера, на которую происходит съёмка фильма, находится в сумке. Такова была задумка автора.
Далее Герой с этой сумкой проходит в номер. Там ещё кроме нас была задействована девушка.
Всё общение между нами идёт загадочными фразами. Понятно, что этого человека ждали и в сумке он что-то принёс.
Но как оказывается, он пришел раньше. Далее происходит что-то таинственное.
Герой ставит сумку на комод и его становится видно, так как камера снимает всё происходящее из сумки.
Герой уходит в туалет, а в это время мой персонаж говорит девушке: «Ты успела?»
и подсыпает в стакан с коньяком некий белый порошок. Становится понятным, что Героя эти двое хотят отравить.
Но потом девушка делает удивлённые глаза, смотрит в сторону туалета, и тут…
Выстрел! Мой персонаж падает, потом Герой убивает и девушку.
Оставшись довольным в содеянном, Герой выпивает коньяк, не зная, что в стакане яд, и фильм на этом заканчивается.
Вот такая не сложная задумка.

— В чем были трудности при съемках?

— Снимали очень долго с 6 вечера и до 6 утра без сна и отдыха. Это, конечно очень тяжело.
Приходилось падать через кресло в той сцене, где моего персонажа убивают, и пару раз я упал очень болезненно.
Вообще, когда делается безмонтажный фильм нужно очень энергично двигаться в кадре,
так как снимается всё с одной точки и в кадре оказываются только герои фильма.
А так как все актёры у нас были не профессиональные, то в последних дублях усталость брала своё.

— Получили ли вы какой-нибудь гонорар за исполненную роль?

— Нет, все было исключительно по дружбе и бесплатно, просто ради интереса.
Но, скажу Вам, что у Николая Ковалёва в фильмах сниматься быстрее получается.
Съемки занимают не так много времени, меньше маеты.

— Алексей, расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша деятельность в качестве актёра?

— Всё веселье началось с фильма «Упадание». Затеяли снять фильм мы с Николаем.
Это был первый шаг в большое кино (смеётся).



в фильме «Упадание»

~~~~~~~~~~~~~~~~


— Этот фильм мне очень дорог, потому что было интересно его снимать.
Конечно, опыта не было, постигали все тонкости и операторской и режиссёрской работы прямо во время съёмок.
Кино получилось на определённого зрителя, то есть на любителя.
Весь сценарий составлен из разных произведений Даниила Хармса. Это некий комедийный детектив.



в фильме «Тот берег»

~~~~~~~~~~~~~~~~


— Следующая картина, в которой я снялся, называется «Тот берег».
Если в «Упадании» текст Хармса, то в основе этого фильма лежит оригинальный сценарий, написанный опять же Ковалёвым.
Но, скажу Вам, его уже снимать было не так весело и забавно, как предыдущий. Снимались немножко нехотя.
Но фильм получился более толковый. Были учтены ошибки первого.
Не нужно, конечно забывать о том, что это любительское кино. Хотя, бывает, и профессиональные фильмы снимают хуже.
В отличие от «Упадания», где я принимал непосредственное участие и в качестве оператора и в качестве актёра,
в картине «Тот берег» я участвовал только как актёр.
У этого фильма была презентация с публичным просмотром и с концертом группы «Сейф».
А вот «Упадание» сняли в 1999 году, сами посмотрели, посмеялись, отметили это дело в узком кругу друзей,
и на этом, казалось, всё закончилось, но фильм стал жить собственной жизнью,
его переписывали друг у друга на видеокассетах, а прошлым летом он был отреставрирован и выпущен на DVD.

— Расскажите, пожалуйста, о третьем фильме. Про что он?

— Фильм с рабочим названием «Преступление и наказание». По мотивам одноимённой книги Ф. М. Достоевского.
Особенность его в том, что весь сценарий написан в стихах. Это опять же заслуга Николая Ковалёва.
В фильме сохранились все персонажи романа, но так же есть и свои нововведённые.
Так как текст сценария стихотворный, это утяжеляет труд актёров.
Само по себе выучить текст непростая задача, а учить его в стихах еще сложнее,
да плюс ко всему нужно сыграть естественно, чтобы это слушалось нормальной речью.
Другими словами надо играть так, чтобы не выглядело наиграно.
Надо сказать, что данная картина самая масштабная. В ней задействовано очень много лиц.
Все они жители Палеха, наши друзья, знакомые.



в фильме «Преступление и наказание»

~~~~~~~~~~~~~~~~


— Мой персонаж в этом фильме — Сведригайлов. Я его выбрал сам.
Мне этот герой романа не близок, поэтому, мне было интересно его сыграть.

— Что подвигло Вас, снимая фильм «замахнуться» на классика нашей литературы?

— Ну, наверное, что-то в воздухе веяло в то время.
Мы только приступили к съёмкам фильма, как вдруг по телевизору стали показывать различные сериалы,
снятые по произведениям Фёдора Михайловича — это и «Идиот», и то же «Преступление и наказание».
Видимо шла какая-то энергетика духа классика.
Наш фильм начали снимать 7 лет назад, а закончили в осенью 2009 года. Были, конечно, перерывы даже больше года.
Вообще, снималось это кино полностью на энтузиазме Н. Ковалёва.
Именно он уговаривал актёров, а у всех, как правило, своя личная жизнь, работа. Ему было очень сложно собирать всех.
Ведь за такой долгий промежуток некоторые уехали из Палеха и т. д. Но всё-таки фильм досняли.
Теперь над ним идут монтажные работы, озвучка и тому подобное. Всё это опять же делает Николай.

— Сейчас, действительно, стало модно экранизировать классику.
Но, чтобы заинтересовать зрителя, авторы фильмов прибегают к каким-то интересным приемам съёмок.
Наверняка и у Вашего кино есть свои особенности?


— Да есть такое. Весь фильм снят глазами главного героя — Раскольникова.
Именно он – это камера, и все актёры, ведущие диалоги с этим персонажем должны были смотреть в камеру.
Иными словами самого Раскольникова в кадре нет, он — камера, а точнее он — это зритель.
И вот здесь и есть вся сложность актёрской работы. Ты делаешь её за двоих.
Говоря свой текст, тебе нужно в голове продумать эмоции человека, в данном случае Раскольникова, его поведение.
И в тоже время не сводить глаз с объектива. По своему опыту скажу, что это, действительно, сложно.
Видите, мы не боимся ставить перед собой такие задачи, хоть и не являемся профессиональными актёрами.
Конечно, задача режиссёра была подобрать все роли под с характеры исполнителей.
И, пожалуй, только я имел наглость выпросить персонажа не под свой характер.

— Алексей, а стали бы вы сниматься в кино снова?

— Думаю да, если бы было какое-либо признание со стороны зрителей, других режиссёров, актёров.
Именно это и вдохновляет. У Николая были идеи снять полудокументальное кино про палехских музыкантов.
Время уходит и хочется что-то о себе оставить.
Когда мы снимали «Упадание», думали, что это кино интересно смотреть будет только нам самим.
Каково же было моё удивление, когда совершенно незнакомые люди после просмотра говорили комплименты.
А когда состоялась презентация фильма после реставрации на фестивале «В поисках утерянного рая. Яблочный спас»,
было очень приятно видеть реакцию зала, смотреть, как люди смеялись на наши шутки.
Фильм нашёл своего зрителя, что не может не радовать и, конечно же, даёт толчок для дальнейшего развития.

— Спасибо, Алексей за интервью. Желаем Вам творческих успехов и сил для их реализации.

~~~~~~~~~~~~~~~~

О. Правдин / газета Призыв / 24 февраля 2010

~~~~~~~~~~~~~~~~

на главную | другие статьи

_________________________________
музыка | кино | литература | арт

© safeproduction 2004 - 2013