~~~~~~~~~~~~~~~~

ИНТЕРВЬЮ С ГРУППОЙ «СЕЙФ»


(Это ещё одно интервью, которое было опубликовано в «Ивановской газете».
Здесь оно воспроизводится в немного иной редакции.)


Группа «Сейф» отличается своим, особым почерком и давно полюбилась ивановскому слушателю.
Не только ивановскому, впрочем, группа существует 23 года и сейчас работают над песнями уже 30-го альбома –
это не считая музыкального продюсирования чужих пластинок, а таких наберётся с десяток.
При этом основали группу художники, но и этого мало – как оказалось, они снимают кино.
Причем среди их работ есть фильмы по мотивам Хармса и Достоевского.
Зачем им всё это, как они дошли до жизни такой – об этом мы беседуем с Николаем Ковалевым,
руководителем группы «Сейф» и одноимённого творческого объединения.


Набрались наглости попробовать

Насколько я понимаю, группа основана художниками.
Как вы решили начать играть музыку, а потом и снимать фильмы?


Группа «Сейф» действительно образовалась в стенах Палехского художественного училища, но не все там учились.
Например, один из «отцов основателей» – Сергей Караваев, учился в Медицинской академии,
а ныне работает врачом-реаниматологом в Ивановской 4-ой городской больнице.
Собственно, мы с Сергеем единственные кто остался от первоначального состава.
Сейчас с нами в группе играют не менее замечательные люди – один из них работает журналистом,
остальные профессиональные музыканты.

В детстве мы любили играть в The Beatles – собирались, слушали пластинки, пытались петь,
осваивать музыкальные инструменты, и даже чего-то сочинять.
Эта игра, по-видимому, затянулась на всю жизнь.

Мы снимали несколько видео клипов группы «Сейф»,
один из которых участвовал в фестивале любительских клипов на канале РТР в программе «А» в 1993 году.
Потом сняли документальный фильм «Сейф. Антология 1987 – 1997» к юбилею,
а затем набрались наглости, и попробовали игровое кино.
Понравилось. Сняли ещё…


(«Преступление и наказание» Иван Лебедев и Николай Клочков в роли Петракова и Коха)

Есть ли у кого-то из вас режиссёрское, актерское образование –
и если нет, то помогали ли вам профессионалы?
Как вы учились снимать?

Ни актёрского, ни режиссёрского образования, ни у кого нет. Ни кто из профессионалов нам не помогал.
Фильмы снимали и в них снимались «прекрасные дилетанты», как пел БГ.
Друзья, знакомые, иногда целыми семьями, так что наши фильмы можно в этом смысле назвать «семейными».
Поначалу это было всего лишь весёлое времяпрепровождение, и мы совсем не думали о публичных показах.
Но первый же фильм «Упадание» имел неожиданный резонанс, его начали спрашивать, переписывать друг у друга,
он зажил своей неподвластной нам жизнью. Это подвигло к дальнейшим кино-опытам.
Учились мы исключительно на своих ошибках, что, как известно, является лучшей школой.
Естественно помогало художественное образование ну и… должно быть природный талант.
А уж, насколько, он нам помог судить зрителю.


(«Упадание» Михаил Ларионов в роли Старухи)

Это не совсем экранизации

Достоевский – не самый простой материал для экранизации – почему вы выбрали именно его?

Дело в том, что первый фильм «Упадание» был снят по повести Даниила Хармса «Старуха»,
а, как известно, «Старуха» это своего рода перевёртыш «Преступления и наказания».
Вот и решили – почему бы не замахнуться и на само «Преступление и наказание».

Насколько твердо вы старались следовать текстам литературных первоисточников
(в частности Достоевского) –
вносили ли вы изменения и, если да, то какие и почему?


Наши фильмы это не экранизации.
Первый фильм мы снимался по повести Д. Хармса «Старуха»,
и изрядно приправили сценарий вкраплениями из других хармсовских произведений.
Даже название «Упадание» взято из одноимённого рассказа,
в котором Ида Марковна видела, как с крыши соседнего дома падали двое,
а двумя этажами ниже вторая Ида Марковна тоже это видела…
В нашем фильме у героя тоже раздвоение, и если у Хармса он лишь спорит со своими мыслями,
то у нас, мысли героя – отдельный персонаж.

Второй фильм снят по собственному оригинальному сценарию, который и был первоисточником.
Что же касается «Преступления и наказания», то основная фабула сохранена,
но сюжет перенесён в наше время в небольшой городок, подобный Палеху,
ну и, пожалуй, главное нововведение – сценарий написан в стихах.
Зрителей ожидает ещё несколько сюрпризов, но о них не стоит рассказывать заранее, иначе они перестанут быть сюрпризами.


(«Преступление и наказание» Мария Рощина в роли Дуни)

Насколько жестко вы прописывали сценарий,
вносили ли в него изменения по ходу съемок – и чем они были вызваны?
Насколько в ваших фильмах допустима импровизация?


Да, небольшие изменения по ходу съёмок и монтажа вносятся, но это лишь один из способов попасть из точки A в точку B.
Допустим, поначалу казалось, что лучше это сделать через точку C,
но в процессе постановки или монтажа сцены, оказалось, что через точку D гораздо интереснее,
но в результате история всё равно оказывается в точке B, как задумывалось в сценарии.

Какую режиссерскую манеру вы используете – режиссер – царь и бог? Орет на актеров?
Или напротив: мягко всех уговаривает и убеждает?

Съёмки наши фильмов – это компания друзей, родственников, знакомых.
Собрались и весело, творчески провели время.
Если у кого-то возникают вопросы, или сомнения,
или предложения по-другому решить ту или иную сцену, то это всегда обсуждается.
Но окончательное решение за режиссером, так как только он видит картину в целом.

Что было главными трудностями в киносъемках, как вы их решали?

Главной трудностью было найти время на съёмки. У кого-то работа, у кого-то семья.
Собрать актёров, особенно если в сцене участвует большое количество персонажей, было не просто.
Но у меня есть многолетний опыт организации репетиций группы «Сейф», он помогал.


(«Преступление и наказание» Алексей Жиряков в роли Свидригайлова)

Прием у публики

Что бы вы посоветовали начинающим фильмейкерам?

Не думаю, что я тот человек, который может кому-то что-то советовать.
В отношении любого творчества есть хорошая формула:
Можешь этим не заниматься – не занимайся, не можешь не заниматься – занимайся.

Как вы их снимали, кстати, киносъемка, видео?
Как распространяли – и где обычный читатель может их купить или посмотреть?


Это видео-фильмы. Мы делали несколько партий видеокассет, они разошлись по миру.
Сейчас первый фильм отреставрирован и переиздан на DVD, второй ждёт реставрации, а над третьим ещё работаем.
То, что уже готово можно заказать на нашем сайте или приобрести на концерте.

Демонстрировали ли ваши фильмы? Какова была реакция зрителей?

Да, мы делали презентации с публичными показами, сопровождавшиеся концертами.
В прошлом году фильм «Упадание» был отреставрирован и ре-презентован
на II международном фестивале искусств «В поисках утерянного Рая. Яблочный Спас».

Сейчас «Сейф» ездит с кино-музыкальными вечерами:
первое отделение – фильм, второе – концерт.
Мы были уже в нескольких городах. Зрители реагируют замечательно.
Смеются, переживают – это удивительно. Значит, наши скромные кино-опыты не так уж безнадёжны.

С таким вечером мы приедем в Иваново 23 апреля в ОЦКиТ (бывший ДК Железнодорожников).
Начало концерта 18:00.
Приходите, будем вам рады!
Так же мы подготовили премьеры новых песен!

~~~~~~~~~~~~~~~~

Василиск / Дневник Василиска / 22 апреля 2010

~~~~~~~~~~~~~~~~

на главную | другие статьи

_________________________________
музыка | кино | литература | арт

© safeproduction 2004 - 2013