~~~~~~~~~~~~~~~~

СТРАСТЬ, ЛЮБОВЬ И АВАНГАРД


подробней

Ещё весной, в мае месяце, вышел новейший (и многими давно ожидаемый, смею надеяться)
альбом флагманов так называемой «палехской волны» — группы «Сейф».
Пластинка была активно презентована, причём дважды.
Сначала был дан концерт в областном центре в рамках фестиваля «Uba-ho-bo 2009»,
а затем состоялось более камерное мероприятие на исторической родине ансамбля, т. е. в Палехе.
Мы побывали на ивановском концерте, послушали альбом, пораскинули мозгами и решили,
что нам страсть как необходимо интервью с Николаем Ковалёвым,
дабы получить ответы на мучившие нас извечные вопросы: «Что? Где? Когда?».
Однако, чтобы избежать многочасовой тряски в автобусе по доброжелательным ухабам (хм, «убахобам») области,
наша редакция (в моём конкретном лице) воспользовалась современными средствами связи.
Поэтому беседа получилась самая, что ни есть электронная.


— Почему новый диск называется «Долгий и горячий»? Какая идея заложена в названии и обложке?

— Я бы сравнил создание альбома с художественной выставкой.
Имея основополагающую идею, можно сделать отличную выставку
даже из вещей на первый взгляд не представляющих художественной ценности,
а можно собрать множество превосходных работ, но выставка не сложиться, по причине отсутствия единой мысли.
Ибо, просто объект в арт-объект превращает концепция.
Начнём с концепции альбома.

Некоторое время назад, беседуя с одним журналистом,
мы пытались сформулировать стилистические особенности наших песен.
Одной из особенностей был обозначен поэтический текст, построенный на ассоциативных образах, метафорах, аллегориях.
Выявив характерные черты, разложив всё по полочкам, обозначив от сих до сих и ощутив на себе тяжесть некой догмы,
мы тут же решили выйти за рамки собой обозначенные (именно эта тяга к экспериментам меня всегда радовала в «Сейфе»).
Тогда мы придумали «Периферийное зрение» —
альбом, состоящий из не свойственных нам повествовательных текстов-рассказов,
а героями историй стали реальные персонажи из жизни.
Из этой идеи родилась и музыкальная палитра пластинки и её оформление.
Такая форма построения песен и аранжировок была действительно нова для «Сейфа»,
и подобный опыт нам показался очень ценным,
хотелось как-нибудь ещё попробовать переработать на свой лад что-то не свойственное группе.
Это желание и осуществилось на альбоме «Долгий и горячий».

Вот две основные темы, которые мы взяли за основу для «преодоления себя»:

Любовь

Возможно, мы избегали этой темы, боялись попасть в банальность.
Песни о любви, конечно, были — явные или завуалированные,
были даже опыты эротической направленности, как например, песня «Останови меня».
Но целый альбом на эту тему было сложно представить.

Каверы

«Сейф» за очень, очень редким исключением никогда не играл чужих песен.
Во-первых, своих хватало,
во-вторых, моё личное ощущение, когда ты «снимаешь» любимую песню, то из неё вдруг пропадает волшебство,
как будто ты её выпотрошил, подобрав аккорды.
Но на творческом пути большинства музыкантов возникает желание исполнить полюбившиеся песни,
отдать им, своего рода, дань уважения.
В этом вопросе впереди планеты всей, оказался Дэвид Боуи, записав в 1973 году альбом «Pin-Ups»,
полностью состоящий из кавер-версий.

Нам хотелось придумать, что-то новое, что-то, что мы ещё не делали, и нигде не слышали.
В результате мозгового творческого штурма родилась идея — вплести в песни «Сейфа» текстовые цитаты разных авторов,
красиво написавших, по нашему мнению о любви.
Спектр выбранных авторов — от Вертинского до Мамонова.
Чем мы руководствовались в выборе?
Во-первых, песня в своё время произвела впечатление,
во-вторых, подходила к теме альбома и конкретной нашей песне.

Обложка — я наткнулся на серию замечательных работ Владимира Шумского, это такой художник из Казани.
Серия называлась «Поцелуй», и, на мой взгляд, точно попадала в настроение альбома.
В живописи Шумского есть любовь, страсть и авангард, всё, что и было нужно для визуального ряда. :)

— Последний номерной диск («Периферийное зрение») вышел в далёком 2005-м году.
(«Миноры весны» 2007-го, всё-таки, больше похож на сборник). Почему так долго готовился новый материал?

— Во-первых, у меня язык не повернётся назвать «Миноры весны» сборником :),
по причине того, что работа над ним велась, как над студийным альбомом.
Да, пластинка делалась к 20-летию группы, да, мы использовали песни разных лет,
но все аранжировки кардинально отличаются от прежних версий и обыграны на концертах другим составом.
Новое прочтение и было основным принципом отбора песен.
Между «Периферийным зрением» и «Долгим и горячим» было ещё две пластинки:
«Сейф_mp3 2000-2008» — это действительно сборник,
причём доступный, только в цифровом виде (бесплатно на сайте группы),
сделанный по неоднократным просьбам пользователей,
желающих иметь возможность прослушать по песне с альбомов которые мы там предлагаем,
и макси-сингл «Дежурство участкового Клочкова» (2006) —
композиция из 9 вещей связанных единым персонажем, по сути, самостоятельный альбом.

Во-вторых, появившиеся новые технологии записи дали возможность безгранично экспериментировать,
пробовать, совершенствовать…
В старые времена мы писали всё сразу — собрались, сыграли 10-20 дублей, выбрали, какой вариант лучше,
где меньше лажи :), и всё, уже ничего не добавишь, не изменишь.
Самым скоростным в этом плане был альбом «Лес» (1998), аранжированный и записанный за 5 дней.
А сейчас — записал, послушал, отложил, послушал на свежую голову, добавил, изменил, переписал…
Что же касается новых песен, то они пишутся в обычном режиме.
Своей очереди ждут, как минимум 3 сформированных альбома.

— В каждой песне из нового альбома присутствует цитата из творчества той, или иной известной группы.
Не будет ли проблем с правообладателями?


— Я уведомил почти всех авторов ещё до начала записи. Ни от кого не был получен отрицательный ответ.
А группа «Полюса» (Санкт-Петербург) даже поддержала презентацию пластинки своим выступлением.

— Сам доволен полученным результатом?

И да, и нет. :) «Долгий и горячий» это вершина того, что мы смогли сделать в данный промежуток времени,
в сочинении песен, в исполнении, в аранжировке и в звукорежиссуре,
это та музыка, которую я хотел бы услышать — я счастлив!
Но я знаю и чувствую, что мы можем сделать ещё лучше! :)

— Как происходит процесс записи в студии?

— По-разному, но примерно в такой последовательности.
Для начала определяется концепция альбома, подбираются песни, этим обычно занимаюсь я.
Затем мы собираемся с Сергеем Караваевым (прим. — бас-гитарист и соавтор песен) и делаем основной костяк аранжировок.
Затем прописывается ритмическая часть — барабаны, бас, гитара (или то, что их заменяет, как в «Периферийном зрении»).
Затем я отбираю, обрабатываю, свожу записанное, делаю, так называемую «рыбу»,
на которую потом записывается всё остальное — музыкантам раздаются темы с возможностью добавить что-то своё,
если же партия ещё не придумана, то описываю, чего бы хотелось.
Так, к примеру, Сашу Леонова (из группы «Жерминаль»), приглашённого сыграть соло на саксе в «Редкой сволочи»,
я просил сначала «покричать», потом «поворчать», а затем «поругаться» на инструменте,
что, по-моему, у него замечательно получилось.

— В музыке «Сейфа» постоянно звучат очень различные элементы — джаз, пост-панк, народная музыка.
Что лежит во главе угла?


— Основная идея альбома.

— Какой видеоряд тебе представляется наиболее оптимальным к музыке «Сейфа»?

— Возможно, глубины леса или заросли океана…
Мы даже одно время озвучивали свой стиль как «Slow Dive» (Медленное погружение),
имея в виду постепенное познание мира до самых его глубин. :)

— «Сейф» — независимая группа, как и почти все провинциальные коллективы.
Вы всё делаете сами, начиная от идей и заканчивая производством и продюсированием.
При выходе на всероссийскую сцену наверняка пришлось бы завести продюсера или директора?
Это стеснило бы в действиях?


— «Сейф» ценен своей самобытностью, ставку имеет смысл делать только на это.
Невозможно нас использовать, как музыкантов какого-то «сделанного» проекта.
Продюсер, понимающий это, вряд ли станет стеснять наши действия, а не понимающий обречён на провал и нам не нужен. :)

— Что вообще такое «Сейф»? Дайте определение своей группе и её творчеству.

— «Сейф» это живой творческий организм со своими открытиями и разочарованиями, удачами и ошибками, как и должно быть.
Я бы сравнил «Сейф» с режиссёром авторского кино, ну скажем, «Сейф» — это Дэвид Линч. :)
Можно любить или не любить Линча, понимать или не понимать,
но невозможно не признать, что он смог создать свой уникальный узнаваемый мир, чем и ценен.

— Руководить столь обширным и разновозрастным ансамблем непросто. Как складываются отношения внутри группы?

— В группе всегда участвовали очень приятные в общении люди, связанные общим интересом.
Контактировать с ними одно удовольствие.
Моя задача дать всем возможность реализоваться в рамках обозначенной идеи, и проследить, чтоб никто их не обидел. :)

— Какие стимуляторы вы используете в творческом процессе?

— Впечатления.

— Что тебя раздражает в жизни?

Задумался… да, пожалуй, ничего. :)
Можно перечислить множество человеческих пороков — глупость, инертность, зависть, жадность…
но ведь это скорее вызывает не раздражение, а жалость… :)

— Если бы была возможность «замутить» совместный проект с любым исполнителем из ныне существующих,
кого бы ты выбрал?

— Том Йорк, Роберт Смит, Лиз Фрайзер, Дэвид Боуи, Леонид Фёдоров…
с Фёдоровым даже уже была предварительная договорённость о выступлении на нашем юбилее,
но обстоятельства, обстоятельства…
По сути мы уже «замутили» с некоторыми, процитировав их в новом альбоме. :)

— Случались ли какие-либо необычные ситуации на концертах группы «Сейф»?

Не знаю, подойдёт ли такая история для ответа?
У нас в программе была песня, в которой я играл риф несовпадающий по ритму с голосовой партией,
исполняемой в это же время.
Весь фокус в том, что как только ты задумываешься о рифе или о голосовой партии, так тут же сбиваешься.
По-моему, концерт был в Шуе. Так совпало, что подряд выпало несколько сложных концертов,
а накануне этого — бессонная ночь (делали экспозицию выставки).
Играем, чувствую физическое и эмоциональное истощение.
Доходит до описанного места, и вдруг я чувствую, что мои мысли начинают существовать отдельно от меня.
Одна мысль накрывает другую — я одновременно думаю и о рифе, и о голосе,
о том, какая песня дальше, с каких строчек начинается в ней второй куплет,
и о том, как я могу об этом всём думать одновременно, и при этом ещё играю и пою. :)
Такого необычного ощущения я не испытывал ни до, ни после.

— «Где та молодая шпана, что сотрёт вас с лица Земли?». Она есть?

— Думаю, не мне одному хотелось задать этот вопрос БГ. :)
В Палехе есть очень хорошие молодые (и не очень молодые) группы: «Корабль снов», «Жерминаль», «Отравленный сад»…
Сотрёт ли кто-то кого-то? Не знаю… но пока у нас здесь сложилась замечательная традиция —
друг друга всячески поддерживать, это меня очень радует.
Да и вообще я, думаю, нужно соревноваться лишь с самим собой.
Если в тебе ещё способна рождаться молодая шпана, которая будет тебя стирать и возрождать вновь,
то ты вполне можешь остаться живым. :)

— Традиционный вопрос: о творческих планах…

— Сейчас мы готовим II международный фестиваль искусств в Палехе.
Называется он «В поисках утерянного рая. Яблочный спас», проходить будет 20 и 21 августа.
Подробная информация уже в сети.
Очень хочется закончить наш 3 художественный фильм.
Первый «Упадание» по «Старухе» Даниила Хармса, как раз сейчас реставрирую к «Яблочному спасу».
Так же, думаю, восстановить ещё какой-нибудь из стареньких альбомов.
И, надеюсь, увидимся на наших концертах.

~~~~~~~~~~~~~~~~

Николай Виноградов / www.city-37.ru / 18 августа 2009

~~~~~~~~~~~~~~~~

на главную | другие статьи

_________________________________
музыка | кино | литература | арт

© safeproduction 2004 - 2013