~~~~~~~~~~~~~~~~

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, МИША!


Говорить «речи» о Мише и легко, и непросто.
С одной стороны, он был моим близким другом и есть что сказать,
с другой — высокопарные слова в нашем кругу всегда негласно считалось моветоном.
Впрочем, все они — «талантище, человек большой души, неравнодушного горячего сердца, приумноживший славу Палеха…»,
кажутся, вполне уместны по отношению к нему.
Но главный тезис — «Ему было дано так много, и так жаль, что отпущено так мало».

Меня всегда поражало Мишино глубокое понимание того, что он делал,
рисовал ли, музицировал ли, или играл роль…
Поражала его образованность, пытливость ума и желание всегда сделать «чуть больше».
Вот так и двигался он своими «большими шагами» в творчестве, и, безусловно, оставил свой «след».

29 апреля — хороший повод ещё раз вспомнить Мишу Ларионова,
вот только для меня и, думаю, многих, это звучит несколько странно, ведь мы его и не забывали.
Часто на репетициях «Сейфа» проскакивает:
«может это Миша сыграет», «Мишке вот это понравилось бы», «а Миша бы сделал вот так»…
Ощущается его незримое присутствие, и поэтому, хочется просто сказать:
«С Днём рождения, Миша!».

Лет 8 назад я написал ему стих-посвящение.
(поскольку стих содержит множество намёков, ниже привожу пояснения для непосвящённых)

от альт трубы до флексатона
через чернеющий квадрат
шкатулок проволок гребёнок
лежит его не малый рост
он службы белый знает пост
служил однажды в понедельник

граница поздняя зимы
его блистательный перформанс
перун пристанище у дома с
ватагой мелких валунов нашёл
стал местом для экскурсий
о нём бы мог он рассказать
но «дедушку» спешит гулять
и хлебом накормить не чёрствым

дома с горы зелёной видны
его же скромная обитель
пусть подтвердят все те кто видел
сражает внутренним эстетством
хотел бы я махнуться детством
с дочуркой машей на часок
но стрелок нету на часах
что держит времени «старуха»
и я зайду джазиться духом
синкопированных работ

(пояснения)

увеличить


флексатон
Шумовой музыкальный инструмент, очень популярный в начале прошлого века.
Миша смастерил свой вариант из пилы, проволоки и деревянных молоточков.

чернеющий квадрат
Мишу называли Палехским авангардистом.
Намёк на «Чёрный квадрат» Малевича.

шкатулок проволок гребёнок
Миша иногда баловался поделками из проволоки,
у него лихо получались изящные модели велосипедов, самолётов и прочее.
Разработал он и «периферические очки» — шутейный аксессуар для сейфовского альбома «Периферийное зрение».
Так же создал ряд причудливых головных уборов из проволоки для профессионального модельного агентства.
Коллекция называлась «Алхимия».
Гребёнка — специальное приспособление для росписи кузова шкатулки.

он службы белый знает пост / служил однажды в понедельник / граница…
как известно, Миша служил на границе,
где организовал свой первый музыкальный коллектив «Белый понедельник»,
пояснял название, как «чистое начало», своего рода «очищение, пост».

граница поздняя зимы / его блистательный перформанс
намёк на серию нашумевших выставок «После зимы»,
которые сопровождались перформансом, и в организации которых он принимал активное участие.

перун
древнеславянский культовый камень найденный в Палехе,
идентифицированный искусствоведом В. Т. Котовым.
В своё время стоял на территории Крестовоздвиженского храма, а после был бесхозно выброшен.
Миша перевёз его к своему дому.
Впоследствии о нём писались научные статьи, снимались телевизионные сюжеты,
к нему стали водить экскурсии.

«дедушка»
так ласково называл Миша Виталия Тимофеевича Котова,
с которым много общался по искусству, и за которым ухаживал в последние годы его жизни.

дома с горы зелёной видны
В начале 90-х случился бум на «Палех», художники наконец стали зарабатывать, покупать машины, строить дома.
Улицу, на которой выстроились, по тем временам зажиточные дома назвали «Зелёная горка».
Выстроил на этой улице себе дом и Михаил.
Самый обыкновенный щитовой дом. Построил своими руками.

«старуха»
Миша исполнил роль хармсовской старухи в любительском художественном фильме «Упадание»,
снятом т/о «Сейф» в 1999 году.
По сюжету, «старуха» держит в руках часы без стрелок — сюрреалистический символ судьбы.

и я зайду джазиться духом / синкопированных работ
многие знали Мишу, как страстного поклонника, коллекционера и знатока джаза.
Синкопа — музыкальный термин, означающий смещение ритма, часто применяема в джазе.
Смелое смещение композиционного ритма в своих художественных работах было свойственно Михаилу.
Так же это намёк на ещё один, некогда организованный им духовой музыкальный коллектив —
«Оркестр синкопированных мотивчиков».

~~~~~~~~~~~~~~~~

P. S.
В конце апреля «Сейф» традиционно едет на Пущинский фестиваль,
где в фойе Дома учёных (своеобразном Зале славы фестиваля) красуется и фотография Михаила Ларионова.
По договорённости с организаторами, во время выступления группы будет показан небольшой видеофильм о Михаиле.

~~~~~~~~~~~~~~~~

Николай Ковалёв / газета Призыв / www.thesafe.nm.ru / апрель 2008

~~~~~~~~~~~~~~~~

на главную | другие статьи

_________________________________
музыка | кино | литература | арт

© safeproduction 2004 - 2013