~~~~~~~~~~~~~~~~

ПЕРИФЕРИЙНОЕ ЗРЕНИЕ ИЛИ БАНДЕРОЛЬ СЧАСТЬЯ


подробней

Основная идея альбома — показать, что мир во всём его многообразии, со всеми его страстями
не где-то там, где тебя нет, а здесь, вокруг тебя,
нужно только внимательно присмотреться к тому, что окружает тебя на периферии твоих интересов.
Что все эти твои знакомые незнакомцы, проходящие мимо на периферии твоей жизни,
главные герои каких-то своих захватывающих историй.
Мы взяли для примера истории и персонажей, которые окружают нас.
Так в альбоме появились реальные герои и художественно переложенные истории из реальной жизни.
Мы решили поэкспериментировать и с музыкальным пространством альбома —
соткать основу аранжировки из звуков, окружающих нас,
на первый взгляд не заметных, но при внимательном прислушивании уже являющихся музыкой.
Для этого была записана целая коллекция «живых» звуков —
от звона столовых приборов, надсадного воя соседской дрели,
клацанья замков дверей и выдвижных ящиков, до солдатского строевого топота.

Альбом открывает звук работающего принтера, как бы символично распечатывающего образ небольшого тихого городка.
Вот они — «Новые обыватели» — сидят в мягких тапочках на своих диванах и щёлкают ТВ-пультами
(звуки сменяющихся ТВ каналов так и идут по всей песне).
Холодильники их наполнены, шкафы полированы, звук звенящей монетки ласкает душу —
все единообразно поглощают плоды цивилизации.
И у каждого «в шкафу свой скелет».

Следующая песня «Первое дежурство участкового Клочкова»
художественно пересказывает давнюю историю из жизни нашего хорошего знакомого,
тогда ещё молодого участкового Николая Клочкова.
Действительно некий студент, имя которого из этических соображений мы опускаем,
перенапрягся на учёбе, «двинулся» рассудком и пытался расправиться со своей семьёй,
но Клочков прибыл вовремя.
Служебная биография Николая изобилует подобными экстремальными милицейскими историями,
что впрочем, нисколько не испортило его характер.
Он по-прежнему добродушен, весел, отзывчив,
и по-прежнему вовремя появляется не только на оперативной работе, рыбалке и охоте,
но и на дружеских пирушках, и на культурных акциях группы «Сейф».
А его усатая физиономия способна вдохновить не только музыкантов и поэтов, но и художников и кинорежиссёров.

Имена, использованные в альбоме, не всегда привязаны к конкретным героям или историям,
иногда они являются аллегорией, как, например, в песне «Вера живёт одна».
Да, у меня есть тётя, которую зовут Вера, да, она живёт одна, да, именно с этой строчки начиналось написание песни,
но подразумевается более широкое понимание слова «Вера».
Отсюда и появление в аранжировке фрагмента «Stabat Mater» Перголези
в исполнении Детского хора палехской музыкальной школы,
и «закольцованный» скрип закончившейся виниловой пластинки —
как бы «жизнь–музыка» закончилась, но не остановилась.

Так же аллегорично назван персонаж «Пожарный Муха».
Есть расхожее выражение — «быть под мухой», т. е. «быть пьяным».
Эта песня рассказывает, в общем-то, о похмелье.
Заходил вчера некий пожарный Муха, разливал, надымил, вынес жену…
Физиологичность состояния похмелья подчёркивают смычковый контрабас Сергея Караваева
с какими-то утробными низами
и диссонирующий ему сиреноподобный вокализ Татьяны Свириденко.
Вообще Сергей в очередной раз нас неожиданно поразил.
К нам случайно в руки попали виолончель и контрабас,
и все, с переменным успехом, пытались извлекать из них хоть какие-то звуки.
А Серёга взял и заиграл, причём ярко, с интонацией, вибрациями…
Его виолончельные соло, в той же «Вере»,
звучат ну совсем как сочинения Кшиштофа Пендерецкого в интерпретации Мстислава Ростроповича.

Не отставал от Караваева и Миша Ларионов.
Известно, что в его руках любой предмет становиться музыкальным инструментом.
Публике уже знакомы — и поющая лейка, и водопроводный кран, и многое другое.
Когда мы обсуждали, как должна звучать «Судья Мудрова»,
то Миша выдвинул целую теорию, подводящую к индусскому колориту
и простая 3-х литровая банка в его руках «загукала» подобно табле.
Этот «привет» Рави Шанкару, как и положено, к концу песни плавно перешёл в «привет» группе «Битлз».
Битлообразный спиричуэл методом многократного наложения напел Николай Ковалёв.
Сама же песня построена в виде показаний двух поссорившихся сторон — мужчины и женщины.
В куплетах печатающая машинка фиксирует жалобы оппонентов,
а в припеве листы рвутся, и стороны обращаются к мудрой судье Мудровой с просьбой их помирить.
Судья Мудрова это реальный человек, и мы действительно, прямо по тексту песни,
«…читали в местной газете…», что она стала «судьёй года».

История пени «Денисова & Бабанова» такова.
Вообще, Денисова-Бабанова это фамилия одной хорошей палехской художницы.
И она действительно стала жертвой автомобильных угонщиков.
Мы попробовали рассказать её историю, разделив фамилию на двух персонажей.
Живут такие тётки автомобилистки и очень не любят друг друга,
потому что одна ездит на новом, дорогом авто, а другая на стареньком автомобильчике.
Строят козни, мелко пакостничают друг другу.
Но тут появляется банда воров и, подобно истории из жизни, угоняет обе машина в одну ночь,
погрузив дорогую машину на дешёвую.
И это происшествие не просто подружило шизофренически разделённых нами персонажей,
но послужило благородной цели устранения нелепых противоречий между ближними.

Инструментальная композиция «User XP» создана из стандартных звуков Windows XP,
и непонятная речь ребёнка нам показалась весьма уместной —
именно так воспринимают многие компьютерный язык молодого поколения.

А вот «Мой друг сказал, что нет любви» специально лишена персонализации,
несмотря на то, что песня написана по мотивам телефонных бесед Николая Ковалёва с конкретным человеком —
другом Алексеем Жиряковым.
Нам показалось, что «мой друг сказал, что дружбы нет» звучит гораздо драматичней,
чем «Алексей сказал, что дружбы нет».
В этой песне звучит соло, сыгранное «живьём» на мобильном телефоне.

И ещё одна реальная драматическая история описана в песне
«Последнее дежурство участкового Клочкова».
Наш герой дослужился до пенсии.
«…На службе последний день. Скоро он будет почётный молодой пенсионер.
Откроет кафе у дороги, назовёт его «У мента», и ждут его после работы дочка, сын и жена…»
это всё из реальной жизни Клочкова.
«Но этот день не будет лёгким…».
Жизненная история тихого «прихожанина», который неожиданно расправился со своей женой,
поставила всех в тупик своей бессмысленностью.
На этом и построен сюжет песни – обычный день, всё идёт своим чередом и вдруг — бац!
И никто не может ответить — почему?
И как бы всё закончилось, не появись наш герой как всегда вовремя?
И кто оказался метким?

Фраза Умберто Эко —
«если долго сидеть на берегу реки, то дождёшься, когда по реке проплывёт труп твоего врага»
стала темой песни «Мастодонт».
Вот сидит такое Ископаемое, песок из Него сыпется и так Оно давно на этом свете, всё видело, всё знает,
и все враги уже проплыли, и Само уже даже старше своих родителей…
И Ему с трудом в это вериться, потому что бес в ребре сидит.
Вот и нам с трудом вериться, что «Сейфу» в следующем году уже 20 лет.

Как тут не задуматься о вечном и мимолётном?
О том, что останется после тебя, и как быстро исчезают твои следы на «песке времени»,
подобно следам твоей жизни на выстиранном белье.
«Прачка Жарова», милая женщина стирает тебя словно ластиком с листа.
И гудит её стиральная машина, и льётся вода, и шипит утюг, и нет тебя, и нет меня…

На этом вроде бы и заканчивается альбом, но есть ещё P. S. — песня «Оператор Путилова»,
переносящая слушателя в ещё более реальную реальность.
И вот уже самый расторопный и сообразительный работник палехской почтовой службы Валентина Путилова
заворачивает нашу пластинку в «бандероль счастья» и отправляет тебе «как солнце шлёт луч»,
а ты «сделай 7 копий и вышли друзьям».
И всем будет СЧАСТЬЕ!!!

А чтобы счастье было полным,
в комплект бандероли входят специальные «периферические» очки —
авторская разработка инженерного конструкторского бюро «Сейф»
с подробной инструкцией пользования.

~~~~~~~~~~~~~~~~

Николай Ковалёв и Михаил Ларионов / интервью для газеты Хронометр / декабрь 2006

~~~~~~~~~~~~~~~~

на главную | другие статьи

_________________________________
музыка | кино | литература | арт

© safeproduction 2004 - 2013