Мы стараемся быть искренними



Совсем немного осталось ждать до выхода новой пластинки под названием «Несовершенен» палехской группы «Сейф». Ваш покорный слуга испытывал такое острое любопытство к новому опусу группы, что напросился к лидеру коллектива Николаю Ковалеву на эксклюзивное прослушивание новых песен. Мне понравилось, родилось пару строк, в коих я попробую объяснить, почему необходимо послушать новый «Сейф».

Во-первых, с точки зрения звучания альбом, вопреки своему названию, весьма совершенен (на данный момент времени развития звукорежиссерского таланта Ковалева). Здесь нет лоу-фая, то есть намеренного низкокачественного саунда, несовершенство звука как мотив альбома здесь не причем. Альбом если и имеет какой-то рассказ о несовершенстве, то он лежит скорее в области концептуальных заморочек, когда дзеновское ваби-саби помножено на особую интеллектуальность авторов, и отражено в поиске красоты в несовершенстве человека, мироздания и любви. (Как же трудно описывать то, что понравилось).

При прослушивании я старался быть и рядовым знатоком предыдущих альбомов «Сейфа», и одновременно строил из себя критика, чтобы выискать объективные зацепки, тот ключ к секрету хорошего впечатления от пластинки. Итак, во-вторых, новая пластинка, на мой взгляд, очевидно выше, чем просто очередной песенный альбом группы. При прослушивании тексты чуть ли не впервые в истории «Сейфа» освобождают место для саунда, и слушатель во многом благодаря этому воспринимает звучащее, как цельное полотно. Другими словами, очень упрощенными, новый «Сейф» — это скорее музыка, а потом уже текст, чем более привычные для российских исполнителей (и для палехских в частности) текст, и потом уже музыка. Мне так показалось.

Знаете, я случайно вспомнил, что в начале нулевых среди интересующихся музыкой был популярен журнал Play (не путать с другим созвучным). Там была такая особенность, когда в конце рецензии на альбом давались рекомендации к прослушиванию близких по духу команд. Это нисколько не умаляло уникальность рецензируемой работы, однако позволяло слушателю путешествовать с пойманным настроением и далее по мировому океану музыки (потом похожий алгоритм был придуман в интернет-радио). Я бы хотел по случаю применить такой подход и к пластинке «Сейфа».

По моему мнению, здорово, что группа обернулась и приветливо посмотрела на свои прошлые устремления юности: британских музыкантов. Некогда кумиров группы the Cure я не уловил, нет, но схожий постпанковский меланхолично-радостный настрой песни «Тысячи звезд» заставил вспомнить о песнях-видениях Иена Кёртиса. Поздний (если так вообще можно выразиться о группе с двумя номерными альбомами) Joy Division — смертельно атмосферный и символичный, то, что можно послушать в дополнение.

Продолжив тему британцев, я никого не удивлю, назвав группу Radiohead. Композиция «Душа моя», которая уже успела прозвучать на ивановском радио, тонко отсылает к самой знаменитой песне Тома Йорка — «Creep». Песня с первого альбома группы, полного небрежного, несовершенного звучания, но содержащего зачатки всех будущих выдающихся мелодик группы. Также в альбоме можно будет услышать двух прекрасных француженок, но я не буду раскрывать все секреты. Кстати о Франции. Увлечение неоклассическими построениями одного из авторов пластинки Сергея Караваева при прослушивании напоминает мне опыт известного эстетствующего дуэта французов-электронщиков Daft Punk. Помимо хорошей музыки, они известны тем, что всегда выступают в масках. Их работа над саундтреком к фильму «Трон: наследие (2010)» необыкновенный пример сплава звучания огромного оркестра и современной электроники. Конечно, Daft Punk куда более электронная история, чем то, что вы услышите в альбоме «Сейфа». Однако, чутье меня не подвело, и, по словам Николая Ковалева, первоначальные версии инструментальных композиций были насыщены элементами электроники.



В преддверии презентации альбома в родном Палехе 19 ноября (Дом культуры) мы встретились с Николаем Ковалевым, а также задали пару вопросов другим участникам группы, чтобы обсудить новый «Сейф», внутреннюю «кухню» коллектива и самые ближайшие планы.
— Прежде, чем мы поговорим о музыкальном содержании, хочу задать вопрос о визуальной составляющей концерта: Николай, ты анонсировал анимационный видео-арт, какое место он будет занимать в вашем выступлении? Расскажи о том моменте, когда группа впервые задумалась, что зритель кроме лирики и нот, хочет видеть шоу, картинку, яркий образ?
— Идея соединения разных форм творчества всегда нас интересовала. Не знаю, возможно, это общая тенденция времени — чистые жанры остались в прошлом, компиляции стилей, направлений — стали самостоятельной формой искусства. Хотя, я сейчас задумался — время тут не причём, так как такая тенденция прослеживается и в древних обычаях, как бы странно на первый взгляд это не прозвучало. Ну вот, допустим, невеста. Её привозили издалека. В самом происхождении слова уже заложен смысл обновления «не весть откуда». Если не обновлять кровь, то род вырождается. Так что обновление, поиск новых форм, уже заложен в нашей генетике. Конечно, люди, особенно в возрасте, боятся перемен, ведь когда они наступают, то мир, как они его знали, подходит к концу, и все их достижения, все усилия по устройству в нём, весь их приобретённый статус — низлагается. Но это неизбежный процесс. И по-настоящему живым можно оставаться, только научившись меняться. Нам хочется надеяться, что мы ещё не утратили это свойство. И хочется верить, что новый альбом «Сейфа» тому подтверждение — мы опять экспериментируем.

Для новой концертной программы впервые подготовлен анимационный видео-арт. Мой сын Слава учится во ВГИКе на художника кино и занимается анимацией, он помог мне подобрать интересные работы независимых авторов, сочетающиеся с настроением наших песен. Также палешан ждёт, уже полюбившееся на фестивале «Молода и красива» огненное шоу. В зале, естественно, они будут использовать не огонь, а специальные неоновые световые штуки (не знаю, как они правильно называются). Т.е. на концерте «Сейфа» зрителей ждёт: большое количество новых песен, обновлённый «живой» звук, увлекательный анимационный видео-арт и специально для этой программы подготовленное световое шоу!

— Сейчас принято говорить о том, что в последнее десятилетие музыканты зарабатывают гастролями, а не продажей пластинок. Конечно, что-то в индустрии изменилось и с появлением специальных цифровых площадок. В этой связи возникает вопрос одинакового звучания в альбоме и звучания группы во время «живого» выступления. Группа «Сейф» стремиться к унификации саунда или разделяет концерт и альбом, как разные творческие продукты?
— Альбом и концерт это две разные формы, у них разные задачи. Звучание и аранжировки диктуются этими задачами. Например, в нашем новом альбоме мы решили использовать «неживые» барабаны, не потому что Саша (Александр Михайлов, барабанщик группы «Сейф» — прим. редакции) не смог бы сыграть, а так подсказывала стилистика пластинки, это работало на её цельность. Когда же мы начали готовить новые песни для концерта, то Саша внёс свои коррективы в рисунок и звук, и не только он. Т.е. мы адаптировали все песни — новые и старые под то звучание, которое нашли для новой концертной программы. Это звучание отличается от альбома, и в то же время альбом повлиял на него. Да и вообще, нам нравится время от времени менять аранжировки песен. Это тонизирует, и не даёт уставать от тысячу раз играных хитов, без которых в концерте не обойтись.

— Кстати, альбом будет доступен для ознакомительного прослушивания в социальных сетях? Планируете ли вы продавать digital-формат нового альбома в популярных приложениях ITunes, Google Play?
— Да, альбом, конечно, появится в сети. 19 ноября официальный релиз в 37 интернет-магазинах, в том числе, перечисленных. Также сделаем на CD. Честно сказать, я думал, что на компакт-дисках уже давно никто не слушает музыку, но люди спрашивают, значит сделаем.

— В одном из интервью ивановским СМИ ты пояснил, что альбом «Несовершенен» в первую очередь о коммуникации: «О такой важной вещи, как построение отношений. Отношений между человеком и человеком, человеком и миром, культурой, религией и так далее. О мужестве проявить искренность, сбросить доспехи, стать уязвимее, но тем самым открыться для любви». Это замечательные слова. Как ты считаешь, для артиста важно быть искренним, или он вправе играть на сцене миллион ролей, создавая привлекательные совершенные образы, и при этом возможно прятать от глаз истинного себя, несовершенного, неказистого (но не менее интересного)?
— Я понимаю, в чём вопрос — конечно, есть артисты, которые служат, и которые обслуживают. Мне интереснее первые, так как это подразумевает искренность. Но что касается ролей, образов, то тут, мне кажется, одно другому не мешает. Ты можешь быть искренним со своим зрителем, при этом раскрывая свой мир с помощью любых масок.

— Порой песни, любовь к музыке объединяет тех, кто не в силах понять друг друга. Не спасает и общее прошлое, и даже язык. Этих людей может разделять идейная пропасть, разный взгляд на события. Однако они могут быть по-своему правы, оба противника созидают свое культурное мышление. Может ли музыкант стать переводчиком с одного языка культуры на другой?
— Мне бы очень хотелось на это надеяться. На самом деле, людям не нужны границы, и не нужны войны. Границы и войны создают политики ради наживы и власти. А культура стирает границы, и позволяет людям оставаться людьми.

— Если взглянуть на богатую дискографию «Сейфа», то можно понять, что коллектив мыслит именно альбомами. Да ты и сам это утверждаешь. За время существования группы (практически три десятилетия) в записи альбомов, концертных программах участвовало более 25 человек. Любопытно, что в группе первостепенно при создании каждого нового альбома: состав участников на данной момент существования группы, или все же авторская мысль тех, кто пишет песни, двух постоянных группы — тебя и Сергея Караваева?
— Да, в группе участвовало много достойных людей. Независимо от того насколько они виртуозно играли, общение с ними было большим удовольствием, да и сейчас оно продолжается. Но в «Сейфе» всегда на первом месте стояла песня. Что лучше для песни, то и правильно. И что лучше для альбома, то и верно. Конечно, всем хочется заполнить своей игрой всё пространство, но держать паузу это, как известно, не меньшее мастерство.

— Расскажи про нынешний состав коллектива.
— Сейчас в «Сейфе» играет четыре музыканта. Начну с самого молодого — Александр Михайлов играет на барабанах. С момента, когда Саша пришёл в группу, он сильно вырос как музыкант, стал более гибким, артистичным. Если так пойдёт и дальше, а я в этом уверен, то он станет не просто очень хорошим, а отличным барабанщиком. Павел Бахарев — соло гитара. Тут я не боюсь преувеличить, Паша супер-гитарист, техничный, слухач с моментальной реакцией, очень музыкальный, и с потрясающей памятью. Сергей Караваев — бас гитара, бэк-вокал, песни. Серёга мелодист, что называется от Бога. Мой любимый басист со своей ни на кого не похожей манерой игры. Мастер бэк-вокала. Ну и я — вокал, гитара, песни. О себе, понятно, я комплементарно писать не стану. Скажу лишь, что «Сейф» сейчас в отличной концертной форме, и нам не терпится выйти на сцену с новым материалом.


— Я заметил, когда слушал альбом, что в двух композициях одинаковые строчки, а пару инструментальных треков следуют друг за другом. Это смело, и видно, что вы хорошего мнения о своем слушателе, вы ему доверяете. Расскажи об увлечениях неоклассикой в этой работе.
— Да, мы действительно считаем, что слушатель гораздо умнее, чем о нём принято думать — что, будто он «схавает» всё, что не сунь, и чем примитивнее, тем лучше. И дело не в образованности и эрудированности. Человек может совсем не разбирается в музыке, но он подсознательно всегда чувствует неискренность, даже если этого не осознаёт. Поэтому мы стараемся быть искренними в первую очередь с собой. Не допускать таких мыслей, как: «А, и так сойдёт, всё равно никто не поймёт, не заметит».

Так что, когда Серёга показал мне несколько инструментальных неоклассических тем, я ни секунды не сомневался в том, чтобы вставить их в альбом. Серёга проделал большую работу композитора и аранжировщика, создавая их. Мы с ним 30 лет вместе пишем песни, и даже я был поражён, и горд своим соавтором. Более того, именно эти темы определили саунд нашего нового альбома. Мы не сможем сыграть их живьём на концерте — для этого потребовался бы струнный оркестр, но мы придумали, как их продемонстрировать публике. Огненное шоу «Хамелеон» специально под них подготовили несколько номеров. Нам самим очень интересно, что из этого выйдет.


— Песня из нового альбома «Качнулось небо» имеет интересный ритмический рисунок. Известно, что все партии барабанов для этого альбома создавались на компьютере. Саша, как будут реализованы на концертах такие сложные рисунки?
— Основы ритмического рисунка в песнях, по большей части, остались прежними, однако кое-что пришлось адаптировать под «живое» концертное звучание, чтобы выгодно преподнести материал за счет особенностей игры на акустической ударной установке. Чем сложнее ритмический рисунок, тем интереснее он для меня, а регулярные занятия и обращение к мастодонтам игры на ударных, помогают «снимать» уже существующие рисунки, и привносить в них индивидуальность.


— Николай и Сергей подходят к созданию альбома как хорошие мастера: из каждой музыкальной мысли они выжимают все возможное, представляя слушателю развернутое произведение. Паша, как ты находишь совершенные несовершенности в аранжировке, чтобы заполнить их своей гитарой?
— В основном я играю уже готовые партии, придуманные моими старшими товарищами. Но иногда позволяю себе вставить немного несовершенной «отсебятинки» в виде импровизационных соло. Могу предложить какой-нибудь уместный или неуместный риф. Иногда песня просит хулиганства. Не могу отказать себе в нескольких необычных для гармонии нотах. В целом, хочется играть, вызывая разнообразные эмоции у слушателей.

— Альбом написан, на репетициях вы уже понимаете, как он будет звучать на сцене. Для вас как для художников «Несовершенен» уже прожитый этап? Впереди юбилейный для группы год, что ждать от «Сейфа» дальше?
— Альбом записан, репетиции идут, но пока не было релиза и концертов-презентаций, он нас ещё не отпустил. Вот закончится мини-тур, тогда… пока же подготовка занимает все мысли и чувства. После концерта в Палехе следуют выступления в трех городах: Иваново (25 ноября), Владимире (9 декабря, где «Сейф» появится в качестве специальных гостей на концерте БИ-2) и Москве (10 декабря). В этом туре нам многие помогают: и Палехская администрация в лице Ульяны Смородиновой, и информационно ваша редакция, «Авторадио», «Серебряный город», любимая радио-программа «Музыкальный экспресс» во главе с Александром Красновым.

Впереди действительно юбилейный для нас год, каким он будет нам самим любопытно. А пока мы ждём всех на наших ближайших концертах!

11 октября 2016, Евгений Лакеев, газета Призыв, фото из архива Сейфа.




наверх


© Safeproduction 2004-2017