Король праздника



Интервью с организатором фестиваля «Молода и красива» Николаем Ковалёвым об отломанной голове Красной шапочки, о юных палешанах, о том, как важно поддерживать друг друга, и о том, что такое День рождения Палеха.

— Очевидно, что Ваше отношение ко Дню Палеха, отражено в самом фестивале: Вы придумали альтернативную версию праздника. Однако хотелось бы услышать комментарий к традиционной программе Дня посёлка.
— Мы делаем фестиваль «Молода и красива» уже 10 лет и, по-моему, он давно является такой же традиционной частью праздника. Другие мероприятия в этот день мне посещать элементарно некогда, поэтому я не могу их прокомментировать. Может они, и являются какой-то альтернативой, но я об этом не знаю. Мне вообще не нравится деление на «ваш» и «наш» праздник. Это общий праздник для всех палешан, просто кому-то ближе «певцы караоке», ну и пусть он их слушает; а кому-то ближе авторская музыка, «живой» концерт – хорошо, добро пожаловать к нам; а кто-то успевает побывать и там, и тут.


— При подготовке к интервью с Вами, я вспомнил об одной заметке, посвящённой второму празднованию Дня Палеха. Статья датирована 1989 годом. Процитирую её часть читателям и Вам:

«День посёлка. Только что родившееся традиция. Ровно год назад проведён первый такой праздник. Через два дня он вновь соберёт палешан и их гостей. В воскресенье, 5 июня, праздничные мероприятия ждут вас на стадионе, в Доме культуры, на улицах. Но День посёлка это не простой праздник. Он призван быть и познавательным и поучительным. В этот день мы будто протягиваем связующую нить между прошлым и будущим. Вспоминаем своих односельчан и соседей, говорим об истории своих улиц, спорим о том, каким должен быть посёлок в будущем…»

— На ваш взгляд, в ценностном подходе, в целях и задачах многое поменялось с тех времён в проведении Дня посёлка?
— Я могу отвечать лишь за ту часть праздника, к которой имею отношение, а именно – «Молода и красива». Мы изначально задумывали, и даже называли фестиваль «культурная акция». Т.е. предлагали отметить День Палеха чуть иначе, чем просто съесть шашлык, бухнуть и поглазеть на салют. Предлагали культурно провести время, и поучаствовать в неком общем творческом действе – фотоохоте за образом молодой и красивой. При этом я не стал бы говорить о какой-то культуртрегерской сверхзадаче фестиваля, хотя есть такие маленькие, но, на мой взгляд, важные вещи – на фестивале очень много детей, они привыкают к тому, что нормальный концерт это «живая» музыка, что она разнообразна. Мы всегда стараемся выстроить программу, как калейдоскоп жанров – от классики до хип-хопа, от рока до джаза. А «живьём» это совершенно другая энергетика, другое восприятие, другие эмоции. Т.е. они привыкают к тому, что праздник может быть и таким. И кто знает, может потом, эти дети, например, посчитают ниже своего достоинства, ходить на выступления халтурщиков, открывающих рот под фонограмму.


— Как стать наиболее интересным событием в программе Дня посёлка? Есть ли какой-то рецепт успеха события от организаторов «Молодой и красивой», или дело в практически отсутствующей конкуренции?
— Я не знаю, мы никогда себе такой задачи не ставили.


— Поговорим об интерактивности фотоконкурса, которая была заявлена в первых фестивалях. Каким образом отразился отказ от приёма репортажных снимков фотоохоты за образом молодой и красивой? Возможности социальных сетей обогатили праздник?
— Идея фотоохоты мне очень нравилась – люди вышли на праздник, друг друга пофотографировали, а потом вместе вечером посмотрели на эти снимки во время концертной программы. Но это каждый раз было технически сложно, а самое главное, мы сжалились над жюри, раньше они бедные целый вечер сидели привязанные к ноутбуку около видеопроектора, рядом с колонками, и, чтобы обменятся мнениями, им приходилось кричать друг другу на ухо. Мы перенесли фотоконкурс в Интернет. Теперь жюри спокойно может отсматривать фотоработы в группе ВКонтакте. Плюс, благодаря Интернету мы стали привлекать в состав жюри профессиональных фотографов из других городов, что, мне кажется, очень ценным.


— Расскажите о команде фестиваля, менялась ли она со временем?
— Команда практически не менялась. Сейчас это выглядит так – я занимаюсь всеми вопросами фестиваля, при этом, при подготовке, какие-то новые идеи, или спорные моменты обсуждаю с Алексеем Жиряковым. Он же является ведущим концертной программы, сейчас вместе с Дашей Маминой, до этого с Машей Лебедевой. На самом фестивале моей «правой рукой» является Паша Бахарев, и для меня это очень важно, так как я знаю, что вместе с ним мы всегда сможем разрулить любые технические проблемы на сцене с аппаратурой. Так же помогают с фотоконкурсом, то Саша Куркин, то Илья Любимов. Да многие помогают понемногу по необходимости, за что я всем благодарен.


Алексей Жиряков и Дарья Мамина.

— А не хватает, конечно, Миши Ларионова, ведь именно вместе с ним мы придумывали идею этого фестиваля. Но Миши не хватает не только на фестивале, а вообще. Тут уж ничего не поделаешь… но он навсегда с нами, где-то внутри частичка смелости его идей, лёгкости на подъём, какой-то щедрости душевной.


— Помимо фестиваля «Молода и красива», какие ещё идеи приходили в голову с Михаилом Ларионовым? Наверняка это было что-то интересное.
— Идей рождалось много, в качестве примера, расскажу одну неосуществлённую. На границе палехского района есть скульптуры – медведь, волк, Красная шапочка. Так вот, как-то проезжая мимо, обратили внимание, что у Красной шапочки какие-то вандалы отломали голову. Мгновенно пришла эксцентричная идея – устроить фестиваль «Водружение головы Красной шапочки», т.е. сделать голову, проведя художественный творческий конкурс с выставкой эскизов, написать песни на тему известной сказки, опять же пирожки, охотники, красные головные уборы, и т.д. Короче, пока наша фантазия бурлила, кто-то, должно быть владельцы шашлычной, уже приделали Шапочке новую голову.


— «Молода и красива» – это очень летнее действо. Но когда Вы рассказываете историю создания фестиваля, то упоминаете сборник «Музыка палехских зим». Хотелось бы напомнить читателям об этой замечательной пластинке.
— Да, действительно, я часто начинаю рассказывать с «Музыки палехских зим», но не потому, что с этого всё началось, а скорее от того, что описывая этот литературно-музыкальный сборник мы, наконец, сформулировали идею. Идею конструктивной эклектики нашей творческой среды. Ещё в конце 80-х мы джемовали с Мишей Ларионовым и Тёмой Щукиным в общаге ПХУ, а затем стали устраивать совместные концерты. Мы играли совсем разную музыку, но заметили, что всё может легко уживаться в одном пространстве, иногда создавая какие-то новые формы. А если ещё поддерживать друг друга, то выходит вообще отлично. «Музыка палехских зим» была первым осознанным опытом в этом направлении – взять и перемешать на одной пластинке прошлое и настоящее, жанры и стили, чтобы получился некий новый продукт. Эти нехитрые негласные принципы видны и на фестивале – никто не конкурирует, все поддерживают друг друга, подыгрывают, подпевают. Программа строится на разнообразии жанров. В идеале нам бы хотелось, чтобы у зрителя осталось многогранное послевкусие от концерта в целом, подобно тому, как сменяющиеся снимки с образами «молодой и красивой» создают единый виртуальный образ «королевы праздника».


Фоторабота Екатерины Зайцевой, ставшая в этом году победительницей в номинации «Образ молодой и красивой».
— Сейчас о группе «Сейф» знают как минимум все жители региона. Расскажите, каким был путь от создания музыкальных полотен и выступлений на сцене к культрегерским практиками: активном участии в жизни Палеха, фестивалям, акциям?
— Поначалу нам все говорили, вы же из Палеха, воспользуйтесь этим! Вон группа «Парк Горького» использовала в клипе палехские шкатулки, и вы можете на этом выехать! Я не знаю, может от того, что папа у меня был директором Палехских мастерских, т.е. человеком весьма значимым в Палехе, и меня с детства коробило прятаться за фамилию, выезжать за счёт известности Палеха, как бренда, не хотелось. Поэтому, поначалу «Сейф» дистанцировался от всего палехского. Стремились независимо заработать себе имя, самоутвердится. А потом, когда с внутренней самоидентификацией стало всё в порядке, как-то само собой, естественным образом нам захотелось что-то сделать для своей малой родины. Но не в пафосном смысле, не так: «А ну-ка, мы вас сейчас всех осчастливим!», а попросту – создать здесь, вокруг себя питательную для творчества среду. В этом нет никакого героизма, просто те люди, чья работа создавать нам культурное пространство, оказались некомпетентны. Т.е., например, нам скучна была «традиционная» программа Дня Палеха, и мы сделали для себя и друзей «Молода и красива». Оказалось, что это интересно не только нам, но и большому количеству палешан и гостей. Ну и славно! Мы рады поделится удовольствием со всеми! Фестиваль постепенно разросся и стал, пожалуй, самым масштабным событием Дня Палеха, так сказать его кульминацией. И хотя до сих пор на оргкомитете от некоторых представителей власти можно услышать: «Зачем нам поддерживать ИХ фестиваль, что МЫ с этого будем иметь?», нужно упомянуть, что «Молода и красива» делается при финансовой поддержке Палехской администрации.


Николай Ковалёв и Павел Бахарев.
— И последний вопрос. Всем хорош фестиваль, но как же образ Молодого и красивого? Это сознательное ограничение по гендерному признаку? Вы исходите из названия фестиваля, названия гимна фестиваля, исполняемого группой «Корабль снов»? Может быть, тогда эксплуатировать брутальный образ палешанина, в противовес молодой и красивой нежной палешанке, это ли не повод написать ещё одну заглавную песню для феста?
— Вполне возможно и про палешанина… кстати, в конкурсе «Себяшки» могут участвовать и лица мужского пола. Но на самом деле мы никогда не подразумевали узкое прочтение названия фестиваля «Молода и красива», как только «молодая», только «красивая», только «девушка». «Всегда молода и красива наша малая родина» – в этом посыл. Это же её (нашей малой родины) День рождения.


Кульминация праздника - группа «Сейф» и огненное шоу «Amber».

8 июля 2016, Евгений Лакеев, газета Призыв, фото Алексей Королёв.




наверх


© Safeproduction 2004-2017