Такого Палеха Москва ещё не видела



С 25 декабря по 12 января в Москве, в Центральном доме художника на Крымском валу, состоялся крупный художественный проект «Палех — достояние России». Выставка была приурочена к 90-летию основания палехской лаковой миниатюры. Теперь, когда прошло какое-то время, можно подвести главный социально-экономический итог реализации проекта: творческий потенциал Ивановской области успешно интегрировался в культурную политику современной России. Мы предлагаем читателю интервью с Натальей Рыжиковой, куратором проекта и автором экспозиции, заведующей отделом Ивановского областного художественного музея.
— Как в нашей стране отмечали юбилей Палехского искусства?
— Палех в год 90-летия официального основания искусства лаковой миниатюры побил все рекорды небывалым размахом юбилейных мероприятий. Это и открытие в Палехе нового музея с собранием икон, редкости которых может позавидовать даже Третьяковка, и успех специальной некоммерческой экспозиции шедевров Палеха на престижном ежегодном Антикварном салоне в Москве (она была признана лучшей), и большие и малые выставки в Ивановской области и по всей России. Однако одна из самых резонансных культурных акций конца 2014 — начала 2015 года, завершающая Год культуры в России — грандиозная выставка в ЦДХ (на сегодняшний день, пожалуй, это одно из самых востребованных мест Москвы для творчески ориентированных людей).


— Кто был инициатором, участниками проекта?
— Идеей этого проекта «зажёг» немалое количество заинтересованных людей президент Благотворительного фонда «Гордость Отечества» Кирилл Игнатьев. Фонд давно известен как крупнейший заказчик работ художников Палеха, поддерживающий их инициативы, от издательских до выставочных. В число участников проекта вошли музеи Иванова, Палеха, Плёса, известные российские коллекционеры, творческие союзы художников, в первую очередь, Палехское отделение СХ РФ, Палехское художественное училище, объединение «Художники Палеха», иконописная мастерская «Палехский иконостас» и многие другие. Что очень важно, проект был поддержан на самом высоком уровне: патронировал его лично Павел Алексеевич Коньков, организационно поддержал Департамент культуры и туризма Ивановской области, а финансово — Губернаторский фонд целевых программ, Министерство культуры РФ и Благотворительный фонд «Гордость Отечества». На эти средства, например, были куплены хорошие витрины — кругового обзора, с подсветкой, — которые сейчас поступают в распоряжение наших региональных музеев. Конечно, выставка в Москве, в ЦДХ — дорогое удовольствие. Однако итог порадовал: выставка получилась беспрецедентной, за 25-летний опыт музейной работы я не знаю подобного примера консолидации стольких сил, работавших профессионально, в высочайшем темпе и «с низкого старта». Для статистики скажу: число участников выставки составило 336 человек, а количество показанных там экспонатов — около тысячи!


Кирилл Игнатьев, Анна Новикова, Наталья Рыжикова, Николай Лопатин.
— Избалованного выставками московского зрителя трудно удивить. Чем удивил Палех?
— Уверена: такого Палеха Москва ещё не видела. Речь идёт о количестве, качестве, разнообразии, способах подачи. Мы не просто ограничились показом эталонных работ заслуженных и народных художников (хотя их было немало). Палех всегда служил объектом особой гордости СССР, частью фирменного стиля, сферой национального достояния, и одна из целей проекта — поддержать интерес и уважение к Палеху, к его уникальному искусству. Другая задача — представить Палех как открытую систему — географическую, социальную, художественную. Естественно, неотрывно от его корней, истории, поэтому был соблюдён классически-музейный, хронологический подход. Кроме основного объекта — палехской лаковой миниатюры — привезли иконы, огромные панно, фарфор, рисунки, книги.



Пространство в ЦДХ огромное, наши залы занимали почти 1600 кв.м. Возвели фальш-стены, поделили залы на большие тематические зоны. В зоне «Артель древней живописи» были исключительно музейные вещи 1920-30-х годов, настоящий эксклюзив. А ещё иконы палехских писем — то, чем славился Палех до революции. Портреты советских вождей и челюскинцы, самолёты и аэропланы, пионеры и другие приметы сталинской эпохи — это зона «Агитлак», уникальнейшие вещи из приватного собрания Александра Добровинского, известного адвоката и не менее известного собирателя агитационного Палеха. Его коллекция сейчас признана самой крупной и одной из лучших в мире.



Показали Палех, о существовании которого многие посетители даже не догадывались: наброски росписей стен советских дворцов, эскизы театральных декораций, рисунки сценических костюмов, сделанных Борисом и Калерией Кукулиевыми для знаменитого танцора Махмуда Эсамбаева. В «Комнате сказок» на подиум водрузили шикарный мебельный гарнитур работы Александра Михайловича Куркина — расписной стол и 4 стула. Эту редкость, которой в мире единицы, рискнул в специально изготовленной конструкции привезти в Москву Плёсский музей-заповедник.



Увидеть, как трансформируется стиль Палеха в восприятии ребенка, можно было в «Детском зале». Почти сто рисунков — ассоциации и живые впечатления детей 4-9 лет, воспитанников Детской студии «Начало» Ивановского художественного музея. На черной и красной бумаге дети рисовали сказки и сказочных героев, портреты, пейзажи, деревья, цветы, буквицы.



Два зала были монографическими, посвящены самым уважаемым на сегодняшний день палехским мэтрам — активно работающему Николаю Лопатину и Алексею Кочупалову — художнику, ушедшему из жизни в 2010 году (75-летие со дня его рождения отмечается в последний день февраля). Крупноформатные холсты и ларцы Кочупалова вызвали у многих культурный шок: с трудом верилось, что эти мощные аллегорические персонажи, исполненные в технике гризайль, имеют палехское происхождение.



Выставка не была бы такой креативной и познавательной, если бы не участие людей, с 2009 года занимающихся продвижением Интернет-сайта «Каким был Палех». Потомственные художники лидер небезызвестной палехской группы «Сейф» Николай Ковалев и успешный веб-дизайнер Александр Куркин — давно собирали, обрабатывали и систематизировали старые фотографии, архивные документы, авторские фильмы. Они накопили ценнейший материал (сайт уже получил две престижные Интернет-премии), который лег в основу тематических слайд-шоу, видеофильмов и огромных фотоувеличений, включенных в контекст выставочного пространства. Аутентичный «чёрно-белый Палех»: семейные и групповые фото, местные типажи, будни и праздники, старейшие художники и архитектура от 19 века до 1970-х годов вызвали самый живой интерес у зрителей.



На открытии выставки состоялась презентация нового музыкального клипа группы «Сейф» «Седьмой океан». Его сюжет напрямую связан с палехским искусством. Съемки проходили в старых заброшенных мастерских. И свет, который зажигается в одном из окон в конце ролика, символизирует надежду на доброе будущее Палеха.

Сейф - Седьмой океан

— Какой резонанс имела выставка?
— Перед открытием состоялась большая пресс-конференция с участием губернатора Ивановской области и руководителей творческих союзов. На открытие пришли глава Центризбиркома Владимир Чуров, первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов. Министр культуры РФ Владимир Мединский откликнулся приветственной телеграммой, в которой назвал искусство Палеха одним из символов русской культуры. За 17 дней работы выставки на творчество палешан пришли посмотреть более 86 тысяч человек, и это подтверждение востребованности традиционного национального искусства. О ней рассказали ВГТРК «Культура», Первый канал, Общественное телевидение России, телеканал «Дождь», радио «Эхо Москвы», «Российская газета», «Комсомольская правда», зарубежные СМИ, информационные агентства, блоггеры и представители соцсетей.


Куратор выставки Наталья Рыжикова и Николай Ковалёв (Сейф).
— Чем запомнилась работа выставки и что думают о ней сами палехские художники?
— Конечно, не обошлось без курьёзов. Большая делегация художников выехала из Палеха в 9 утра на церемонию открытия. В этот день выдался сильнейший за всю зиму снегопад и в Москве был поставлен рекорд по пробкам — 10 баллов из 10. Вся Москва стояла, и автобус с художниками стоял вместе с ней. Так что ни на пресс-конференцию, ни на открытие они не успели. Водитель высадил путешественников у ближайшего метро, и палешане ещё час добирались до ЦДХ самостоятельно. Приехали в 9 вечера, когда всё уже закончилось. Но для почётных гостей опять включили лифты и свет в залах, чтобы они смогли, наконец, увидеть выставку. Так что презентаций было сразу две!


Художники Евгений Сивяков и Ирина Ливанова.

Вспоминаются трогательные моменты: на выставку приходили немолодые уже дамы, горделиво надев пригодившиеся «к случаю» палехские брошки и украшения, модные и престижные в советские годы. Приходили люди со шкатулками, ставшими семейными реликвиями — советовались с художниками, как их можно починить, продлить им жизнь и передать потомкам. На выставке было отмечено много детей, ведь она проходила в дни зимних каникул.



Что касается художников, то они рады любой возможности показать себя. Государство почти 70 лет выступало в роли главного куратора Палеха, а сейчас не диктует условий, но и не регулирует и не стимулирует палехский рынок спроса и сбыта. Художники сами решают свои проблемы. Им хотелось бы больше культурного обмена, внимания, осознания своей значимости, они ищут пути культурной коммуникации и со зрителем, и с профессиональным сообществом арт-критиков, кураторов, журналистов. Сейчас в Палехе трудятся мастера, которых ещё при жизни назвали классиками – из когорты 1960-70-х, времени триумфа Палеха. Они — живые хранители традиций, культуры памяти, которые знают, помнят, умеют, могут и готовы возродить высокий статус Палеха. Кукулиевы, Лопатины, Смирновы, Булдаковы, Морокин, Щаницыны и многие-многие другие художники. Но есть и иной Палех — не менее интересный, обновлённый, необычный, творческий, движимый молодыми мастерами. Вот на стыке этих двух начал важно было зафиксировать в пространстве выставки сегодняшнюю данность Палеха, несмотря на то, что 90 лет — дата ещё не круглая. Теперь вот любопытно посмотреть, каким же придёт Палех к своему 100-летнему юбилею…

21 февраля 2015, Анна Кораблёва, Рабочий край.



наверх


© Safeproduction 2004-2017