По волнам Седьмого океана



В Центральном доме художника прошла выставка «Палех — Достояние России», приуроченная 90-летию Палехского искусства. В рамках выставки свой новый клип «Седьмой океан» представила палехская рок-группа «Сейф». Тематика клипа посвящена Палехскому искусству. О том, как создавалось это видео корреспонденту Российской газеты рассказал лидер группы, потомственный палехский художник Николай Ковалёв.
— Николай, Вы в молодости видели работу отца, что чувствовали, хотелось заняться тем же? Кем был отец для Вас в детстве?
— Да, я видел, работу отца, как художника, но не так много. Дело в том, что его назначили директором Палехских художественных мастерских, когда мне было всего 4 года, так что всю свою сознательную жизнь я знаю его, как директора. Мне часто говорят, что у меня неплохие организаторские способности, думаю, это всё от папы. Под его руководством Палехские мастерские были на пике, это была самая успешная организация Союза художников РСФСР, приносившая доход, как металлургический завод. Недавно за свою деятельность он был награждён Благодарностью президента. Лишь выйдя на пенсию, папа смог полностью посвятить себя работе художника. На юбилейной выставке он представил свою новую шкатулку «Матушка Русь. Псовая охота», это большая, серьёзная, выставочная работа. Я очень рад, что в свои 80 лет папа ещё полон сил и молод душой.


«Матушка Русь. Псовая охота». А. И. Ковалёв. 2014 год. (шкатулка, папье-маше, темпера, золото. 26 х 39 см.)
— Вы учились в Палехском художественном училище, откуда возникла музыка?
— Старший брат подсунул мне в детстве все нужные пластинки — Битлов, Роллингов… А когда я поступил в Палехское художественное училище, то встретил там друзей, так же увлечённых музыкой. Собственно там, в студенческой среде будущих художников и образовалась группа «Сейф». И хотя мой друг и соавтор Сергей Караваев не является художником (он потомственный врач), он вырос в том же дворе, что и я, в той же творческой атмосфере Палеха.


Группа «Сейф». 1990 год. (Сергей Караваев, Иван Бекетов, Сергей Шамин, Николай Ковалёв, Юрий Петров)
— Удаётся совмещать музыкальную и художественную деятельность? Стало ли это единым целым?
— Поначалу, когда «Сейф» был молодой группой, мы всячески старались дистанцироваться от Палеха, как от всемирно-известного бренда. Хотелось независимо заработать себе имя. Иначе о группе говорили бы лишь с приставкой «а ещё палехские художники музыку играют». Но когда мы самоутвердились, нашли свой стиль, аудиторию, стали ездить с концертами, записывать альбомы (на сегодняшний день в багаже группы их более трёх десятков), то нам захотелось что-то сделать для своей малой Родины. Не ради пафоса, а чтобы нам самим в Палехе было жить интересней. Ведь для творческого человека очень важна среда, в которой он варится. Вокруг «Сейфа» сложилось такое неформальное творческое объединение друзей. Стали организовывать фестивали, различные культурные акции, снимать фильмы… Пару лет назад, мы с Сашей Куркиным придумали интернет проект «Каким был Палех» — история Палеха в архивных фотоматериалах. Сайт получил две престижные интернет премии. Часть фотографий из этой коллекции демонстрировалась в ЦДХ в виде трёх тематических слад-шоу на выставке «Палех — достояние России».


Николай Ковалёв и Александр Куркин. На вручении премии «ClickFest». 2010 год.
— Так всё же музыка взяла верх над росписью? Или продолжаете совмещать?
— Конечно, сейчас я в большей степени занимаюсь музыкой, но я по-прежнему остался художником. Поскольку художник, так мне думается, это не сколько тот, кто умеет рисовать, хотя это, безусловно, очень важная часть профессии, сколько восприятие мира. И занимаясь различными видами творчества, мне даже кажется, я стал больше художником, чем был (в широком понимании этого слова).


Съёмки клипа. 2014 год.
— На выставке в ЦДХ вы представили свой новый клип. Расскажите об истории его создания.
— Для начала, думаю, стоит немного рассказать о песне, вернее пояснить, что такое «седьмой океан». Как известно на планете Земля есть четыре океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Когда люди построили аэропланы и назвали их воздушными кораблями, то журналисты, а затем и писатели, окрестили небо «пятым океаном». Когда были построены космические корабли, то космос стали именовать «шестым океаном». Затем пытливый человеческий ум задумался о хроно-кораблях, т. е. о путешествии во времени (вспомним известный роман Герберта Уэллса), и Время поэтично было названо «седьмым океаном».

Нам захотелось сделать свой подарок родному Палехскому искусству к 90-летию.

Мы сразу определились, что клип должен быть чуть больше, чем просто музыкальное видео (хотя и так его тоже можно воспринимать), чтобы в нём был месседж о возрождение художественного Палеха. Мы хотели совершить своего рода путешествие по седьмому океану, путешествие во времени.


Съёмки клипа. 2014 год.

Палехское искусство ошибочно называют народным, так исторически сложилось, что когда оно создавалось в 1924 году, всё в нашей стране называлось «народным». В действительности это профессиональное искусство, я бы даже сказал, суперпрофессиональное, но при этом оно, безусловно, традиционное. А что такое традиция – это передача обычаев, навыков от поколения к поколению, т. е. некое путешествие информации во времени. Соответственно, традиционное искусство живёт, когда оно передаётся, когда в него вливается новая кровь. Об этом наш мини фильм. Персонаж художника, это «новая кровь», при появлении которой, всё начинает оживать.


Съёмки клипа. 2014 год.

Ранее мы имели наглость снять несколько любительских художественных фильмов. Алексей Жиряков исполнял в них главные роли. Я пригласил его сняться в клипе. Алексей замечательный палехский художник (кстати, его работы, тоже можно было увидеть на выставке в ЦДХ), он обладает всеми навыками, которые требовались для роли, от вязания кистей, до росписи шкатулки. Ну, и, конечно, это мой близкий друг, а кто ещё мог бы мне простить тяжелейшие съёмки на морозе. Бедный, как же он мёрз!


Съёмки клипа. 2014 год.

Съёмки проходили в здании бывших Палехских художественных мастерских. Когда-то это был общий дом для палехских художников. Я уже упоминал выше, что в самый рассвет организации, мой отец был её директором. Можно сказать, что я вырос в этом здании. Так что в этом клипе есть и кое-что личное для меня. Но мы снимали не о ностальгии, и не ради того, что: «Посмотрите, как всё плохо, всё в руинах!» Нет. Нам хотелось на волнах седьмого океана заглянуть в прошлое, оживить то хорошее, что помнят эти стены, подхватить дух, традицию и двинуться дальше.

22 января 2015, Андрей Васянин, Российская газета.



наверх


© Safeproduction 2004-2017