Группа «Сейф»: «Седьмой океан» Палехского искусства



О путешествиях во времени и верности традициям в новом клипе группы «Сейф» 37.ru рассказал лидер коллектива Николай Ковалев.

Группа «Сейф» - одна из самых «долгоиграющих» в Ивановской области, они постоянно выпускают новые альбомы, а недавно сняли еще один клип. Причем, поскольку группа эта из Палеха, а у многих ее участников есть художественное образование, то и посвятили этот клип Палеху, его художественной росписи. О подробностях работы над клипом нам рассказал вокалист и лидер группы Николай Ковалев.
— Николай, как возникло решение о том, что клип на песню «Седьмой океан» будет посвящён Палеху и палехской школе росписи?
— Думаю, для начала стоит немного рассказать о песне, вернее пояснить, что такое «седьмой океан». Как известно, на планете Земля есть четыре океана – Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Когда люди построили аэропланы и назвали их воздушными кораблями, то журналисты, а затем и писатели, окрестили небо «пятым океаном». Когда были построены космические корабли, то космос стали именовать «шестым океаном». Затем пытливый человеческий ум задумался о хроно-кораблях, т. е. о путешествии во времени (вспомним известный роман Герберта Уэллса), и Время поэтично было названо «седьмым океаном». Поэтому, когда мы работали над сценарием, то хотели совершить своего рода путешествие по «седьмому океану», то есть - во времени.

А началось всё с совпадения двух интересов. С одной стороны, нам, т.е. группе «Сейф», хотелось сделать свой подарок малой Родине, вернее родному Палехскому искусству к 90-летию, с другой, желание группы молодых кинематографистов снять нам видеоклип.



Несколько слов о замечательных ребятах, которые снимали это видео. Мой старший сын Слава учится во ВГИКе, он сдружился с оператором Константином Карпушовым, и с Петром Р., который выступил в роли режиссёра в этом клипе. У них были две съёмочные экспедиции в Палех. Они притащили с собой чёртову уйму оборудования. И, я просто снимаю шляпу, работали они очень профессионально и самоотверженно, сутками на морозе.


— Как проходила работа над сценарием?
— Мы сразу определились, что в нём должен быть позитивный посыл: чтобы это было чуть больше, чем просто музыкальный клип, но ещё и месседж о возрождение художественного Палеха. (это может показаться немного пафосным, но мы очень старались передать мысль деликатно)

Палехское искусство ошибочно называют народным. Так исторически сложилось, что когда оно создавалось в 1924 году, всё в нашей стране называлось «народным». В действительности это профессиональное искусство, я бы даже сказал, суперпрофессиональное, но при этом оно, безусловно, традиционное. А что такое традиция: это передача обычаев, навыков… от поколения к поколению, т. е. некое путешествие информации во времени. Соответственно, традиционное искусство живёт, когда оно передаётся, когда в него вливается новая кровь. Об этом наш мини-фильм. Так в сценарии появился персонаж художника. Это «новая кровь», при появлении которой всё начинает оживать.


— Алексей Жиряков, который играет в клипе художника, не является участником группы. Кто он такой и почему вы решили пригласить его на эту роль?
— Ранее мы имели наглость снять несколько любительских художественных фильмов. Алексей Жиряков исполнял в них главные роли. Плюс ко всему он замечательный палехский художник, обладает всеми навыками, которые требовались для роли - от вязания кистей до росписи шкатулки. Ну, и, конечно, это мой близкий друг. А кто ещё мог бы мне простить тяжелейшие съёмки на морозе? Бедный, как же он мёрз!


— Объясните не палешанам, что это за видавшее виды здание, в котором художник рисует жар-птицу? Кажется, выступление «Сейфа», показанное в клипе, снималось там же?
— Это здание бывших Палехских художественных мастерских. Когда-то это был общий дом для палехских художников. В самый расцвет организации мой отец был её директором. Можно сказать, что я вырос в этом здании. Так что в этом клипе есть и кое-что личное для меня. Но мы снимали не о ностальгии, и не ради того, чтобы сказать: «Посмотрите, как всё плохо, всё в руинах!» Нам хотелось на волнах седьмого океана заглянуть в прошлое, оживить то хорошее, что помнят эти стены, подхватить дух, традицию и двинуться дальше.


— Музыканты группы - сами уроженцы Палеха. Как вы относитесь к палехской росписи, что она для вас? Есть ли у кого-то из музыкантов опыт работы в этом направлении?
— Группа «Сейф» образовалась в стенах Палехского художественного училища. Кто-то из участников имеет художественное образование, кто-то нет, кто-то родился в Палехе, а кто-то приехал сюда. Но это не важно, кто откуда - мы всегда стараемся что-то делать для Палеха, не ради каких-то там галочек, грамот или медалек, а чтобы нам самим было интересно тут жить. То фестивали организовываем, то какие-то другие культурные акции.

Вот, к примеру, вместе с Сашей Куркиным несколько лет назад придумали и запустили ставший сейчас очень популярным интернет-проект «Каким был Палех» – история Палеха в архивных фотоматериалах. Часть фотографий из этой коллекции демонстрируется сейчас в виде трёх тематических слайд-шоу на юбилейной выставке «Палех – Достояние России» в Москве, в ЦДХ. Премьерный показ клипа состоялся там же, и его будут там крутить ещё две недели пока идёт выставка.


— У клипа была презентация в Москве, в ней принимал участие губернатор Ивановской области Павел Коньков. Расскажите об этом мероприятии, о реакции публики на ваш клип.
— К сожалению, в этот день в Москве был поставлен рекорд по пробкам. 10 баллов из 10. Вся Москва стояла, и наш микроавтобус стоял вместе с ней. Так что ни на пресс-конференцию, ни на открытие мы не успели. Приехали только в 9 вечера, когда уже всё закончилось. Для нас опять включили свет в залах, чтоб мы могли увидеть выставку.


— Каковы отзывы на клип?
— Я уже получил много писем, некоторые очень трогательные и лестные, но зачем я буду их пересказывать? Клип доступен в Интернете. Мне кажется, лучше посмотреть и составить своё собственное мнение о том, что у нас получилось.

30 Декабря 2014, Василий Рузаков, источник: 37.ru Фото: Евгения Шатохина, Татьяна Муратова



наверх


© Safeproduction 2004-2017